Компьютер уже давно заменил нам не только калькулятор и печатную машинку, но и проигрыватель, телевизор и видеомагнитофон. Могли ли ученные начала XX столетия представить, что их правнуки вместо похода в магазин предпочтут, сидя дома и глядя в какой-то ящик, выбирать себе сыр или морковь с помощью щелчка нехитрого устройства, именуемого мышью. Мы начинаем забывать, что такое походы по магазинам и рынкам, все чаще обращаясь к заказу продуктов, товаров и услуг в интернет-магазинах (кстати, по собственному опыту скажу, что пользоваться онлайн-шоппингом не только удобно, но и попросту дешевле). А поход в библиотеку вместо нескольких часов займет всего несколько секунд, необходимых для набора нужного URL. Недавно десять самых больших библиотек мира объявили о совместном создании бесплатной интернет-библиотеки, в которой будет размещено 50 млн. книг. Но что там поход в магазин или в библиотеку – даже свидания мы все чаще назначаем не у памятника Пушкину, а в чате, там же знакомимся и заводим себе друзей.
Представляли ли себе профессора прошлых столетий, что в их университетах будут учиться сотни тысяч студентов (правда, при этом не покидая своих собственных комнат, находясь в своих странах и на своих рабочих местах), используя чудесную возможность, которую подарил нам прошлый век, – дистанционное обучение?
Что такое дистанционное обучение
По определению, дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Это обучение с помощью телекоммуникационных технологий, или, если говорить на языке ламера, – обучение не отходя от железно-силиконового ящика.
Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. В истории образования было множество попыток организовать обучение, при котором учитель и ученик находились бы на расстоянии друг от друга. Некоторые ученые видят в священных посланиях Святого Павла, рассылаемых по храмам, иллюстрацию отдельных ключевых положений дистанционного образования. На данный момент в образовании существуют следующие формы обучения очная, заочная, корреспондентская и дистанционная Давайте кратко рассмотрим эти формы обучения.
Начнем с очной. Здесь, я думаю, не нужно подробного описания Статья 53 любимой всеми нами Конституции, гарантирующая среднее образование для всех граждан, обязала пройти очное обучение по крайней мере в течение 9 лет в школе. Для продолжения обучения очная форма – это неплохая возможность, если у тебя есть много свободного времени. Правда, очное обучение – в основном поточное, и при этом нелегко подстроиться под каждого учащегося индивидуально.
Заочное обучение – это также обучение поточное, т е общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, сессия в определенные сроки (зимой или, что еще хуже, в разгаре лета :). При этом студенты теряют связь со своим преподавателем и группой на длительный промежуток времени и остаются наедине с возникшими в процессе самостоятельной работы вопросами.
Обратимся теперь к корреспондентскому обучению. Это одна из мутаций : заочного обучения, при которой слушателям предлагается индивидуальный преподаватель, но при этом отсутствует ежедневная поддержка с его стороны. Так что ответы на возникающие вопросы тебе придется ожидать как минимум несколько дней, а то и недель, в зависимости от того, насколько хорошо работает голубиная почта :. И когда ты получаешь ответ на свой вопрос, он уже не так важен для дальнейшего обучения, потому что ты уже изучаешь новую тему, а иногда из-за давности событий просто можно забыть, почему ты это спрашивал. В результате чего появляется реальная опасность потери интереса к обучению. Причем, процесс обучения растягивается на многие месяцы, часто годы. Ты чувствуешь себя одиноким в процессе обучения, не имея возможности работать в группе сокурсников и общаясь только с господином профессором. Но самое главное – здесь не применяются современные мультимедийные технологии (а лично мне кажется скучным все, в чем не участвует мой компьютер).
В дистанционном образовании все по-другому:
Индивидуальный план обучения, ежедневная поддержка со стороны преподавателя (которого в дистанционке именуют тьютором), еженедельная проверка индивидуальных заданий и творческих работ, коррекция индивидуального плана обучения по результатам тестирования. Кроме того, ты не теряешь связи с твоими сокурсниками, работая в малых группах. (Что очень важно, потому что общение с профессором, доктором наук и т.д. по вопросам, возникшим у тебя по ходу изучения предмета, важно и интересно, но очень часто вместо чувства полного удовлетворения рождает комплекс неполноценности, а вместо уверенности в собственных силах – понимание, что тебе-то уж точно не достичь таких высот знаний). Но ведь проблема не в твоем коэффициенте интеллекта, а в том, что вы находитесь на разных уровнях знания. Вот здесь как раз помогло бы общение с братьями по разуму – твоими сокурсниками. И тогда окажется, что не только ты один не можешь решить эту задачу или понять эту теорему. И надо же, у кого-то тоже не получается, а у тебя наконец-то получилось, и теперь ты можешь помочь другу решить проблему, при этом получив ценный педагогический опыт (как говорят молодые преподаватели, “пока объяснял, и сам понял, что объясняю :”) Но и это не самое главное. Главное – это возможность совместной творческой работы над различными проектами. Именно тогда частенько рождаются весьма гениальные вещи – как говорится, одна голова хорошо, а две лучше (больше тоже хорошо, и не только для Змея Горыныча, но и для работы в малой группе над совместным проектом). И еще дистанционный студент учится не по обычным учебникам, к которым мы привыкли, хотя возможно применение и таких атавизмов. Это в основном электронные учебные комплекты, включающие лекции, практические задания, видео- и аудиоматериалы, энциклопедии и словари, ссылки на Интернет-ресурсы.
- как всегда, лекции – без них никуда, но построены они должны быть по особым правилам, к которым относится удобство и легкость чтения (так как читать их придется с экрана монитора), возможность углубленного изучения материала (материал подразделяется на несколько уровней первый – обязательный для изучения, второй и далее – уровни для любознательных (где можно углубиться не только в теорию по этому вопросу, но и ознакомиться с историей развития данной отросли, историей открытия, интересными примерами применения данной теории на практике),
- практические задания, как индивидуальные, так и для работы в группе Со своими одногруппниками или сокурсниками можно общаться по e-mail, в форумах, чатах и т д ,
- семинарские занятия, которые проходят в чатах и форумах,
- тестирование, которое необходимо пройти по окончании каждого модуля (темы). По результатам тестирования тьютор сможет откорректировать индивидуальный план работы студента,
- работа тьютора со студентами. На все вопросы студента тьютор отвечает в течение 24 часов.
Дистанционное образование обязательно включает в себя такие составляющие:
При выборе курса необходимо обратить внимание на качество предлагаемого курса, в котором обязательно должны быть все вышеперечисленные составляющие дистанционного курса. К сожалению, часто в тематических интернет-порталах можно встретить под гордым титулом онлайн-курса предложение просто скачать или просмотреть материалы лекций и пройти тест. Без работы с преподавателем, в группе, без практических заданий. Такие курсы практически ничем не отличаются от самостоятельных занятий. Для людей с высокой самоорганизацией они, может, и подойдут, но таких в природе немного. Для большинства же людей необходимы контроль и помощь преподавателя. Да и работа в команде с другими студентами очень важна. А еще весьма интересно :, какие у кого оценки за прошлую тему или неделю, и какой у тебя рейтинг по сравнению с другими студентами. Кстати, практику выставления открытых оценок, т е доступных для обозрения всем участникам курса можно встретить в основном в курсах, представленных постсоветскими странами – в остальных курсах тебе будут доступны только твои оценки. (В некоторых учебных заведениях могут применяться административные меры, вплоть до увольнения с работы, за разглашение оценок студентов.).
Проблема выбора
Теперь перейдем к тому, что можно изучать дистанционно. Здесь доступно все что пожелаете – от скромных курсов для самоусовершенствования до получения высшего образования и степени магистра. Кстати, “дистанционный” диплом западных вузов ничем не отличается от обычного (там пишется, что вы прослушали полный курс такого-то университета, но не указывается форма обучения). А теперь маленькая ложка дегтя в бочке меда. К сожалению, русскоязычный Интернет пока не сможет удовлетворить всех ваших желаний и не всегда предоставляет качественные услуги дистанционного образования ввиду того, что эта отрасль у нас только развивается. Хотя можно попытаться поискать в англоязычном Интернете, где доступно великое множество различных курсов. В сети уже существуют сотни виртуальных университетов. Но и традиционные вузы и курсы открывают дистанционные отделения. Только в Открытом университете Великобритании вы найдете несколько сотен дистанционных курсов, по которым обучается 168 тыс. студентов из 45 стран ежегодно Правда, здесь необходимо знание английского языка. Хотя это как раз не проблема, потому что английский язык тоже можно выучить дистанционно, и в русско(украино)язычном Интернете уже появились такие курсы. Но если ты боишься, что у тебя не получится сразу въехать во все тонкости дистанционного обучения, можешь сначала пройти дистанционный курс “Как учиться дистанционно”. Благо есть и такой.
Стоимость дистанционных курсов во всем мире практически не отличается от стоимости обучения на стационаре. И это неудивительно, т к студент фактически получает индивидуального преподавателя, который ведет его по индивидуальному плану. Плюс к этому – работа в группе. Предвидя интересы любителей интернет-халявы, сразу сообщу, что есть некоторые возможности пройти дистанционные курсы бесплатно. Первая из них – это быть участником пилотного курса. (Это вовсе не подготовка террористов-смертников, а просто обкатка курса.). Мне повезло пройти несколько таких курсов, причем сертификат выдается самый настоящий, а не пилотный. Еще один вариант – когда курсы разрабатываются за счет грантов и предлагаются бесплатно. Но даже если тебе не повезло, и ты не смог найти бесплатный курс, то в любом случае выгода очевидна – занятия в удобное для тебя время (например, когда любимая игра стоит на паузе :), никакой оплаты за общагу и различные переезды.
Учиться и развиваться – естественная потребность любого человека. Правда, часто приходится забывать о ней из-за различных жизненных обстоятельств. Но дистанционное обучение дало многим шанс на получение образования или повышения квалификации, которое раньше они не могли себе позволить из-за занятости на работе, необходимости находиться постоянно дома, отсутствия подходящих курсов в маленьких городах или селах.Так что вспоминайте свои давние мечты (они у всех разные – кто-то желает постичь искусство составления букета, кто-то хотел бы изучить китайский язык или просто решил получить высшее образование). Какие бы ни были эти мечты, сейчас они очень близки к осуществлению. Просто дай им шанс. Залезь в Интернет и найди дистанционный курс своей мечты. Удачи!